четверг, 15 января 2009 г.

7 Журнал заседаний Временного Правительства Том 1

290
IV. Определение порядка и сроков предусмотренного отделами I—III настоя
щего постановления приема от удельного ведомства имуществ, предприятий и ка
питалов возложить на министра земледелия, по сношению с министрами торговли
и промышленности и финансов, государственным контролером, комиссаром по
бывшему Министерству двора и начальником Главного управления уделов.
V. Образовать в составе Министерства земледелия, временно, особый отдел
для управления: 1) имениями: Чаквинским, Мургабским, Гяур-Архским, Кара-
кальским, Дагомыс и Рамон; 2) сахарными заводами; 3) удельным виноторговым
предприятием и всеми бывшими удельными и находившимися в заведовании
удельного ведомства имениями в Крыму, в Закавказье и в губерниях Бессарабской
и Ставропольской и в Терской области, в коих имеются виноградники, равно как
находящимися в этих имениях дворцами; 4) доходными домами удельного ведом
ства; 5) архивом удельного ведомства; 6) бывшей императорской охотой, и 7) теми
из бывших удельных и дворцовых имуществ и предприятий (Св. Зак., т. I, ч. 2,
Учр. Мин., изд. 1892 г., ст. 926 и Св. Зак., т. X, ч. 1, Зак. Гражд., изд. 1914 г.,
ст. 412)', кои министр земледелия признает целесообразным передать в заведова
ние этого отдела.
Министру земледелия, по мере организации управления этими имуществами, предоставляется передавать их в заведование соответствующих учреждений Министерства земледелия.
VI. Все хозяйственные, сметные и финансовые операции по делам бывшего
удельного ведомства подчинить впредь ведению Государственного контроля, на
общих основаниях.
VII. По мере передачи подлежащих ведомствам удельных и состоящих в заве
довании удельного ведомства имуществ, предприятий и капиталов, упразднить
Главное управление уделов, удельные округа и отдельные управления и должно
сти бывшего удельного ведомства.
2. Представления Министерства внутренних дел:
а) Об оставлении в ведении Министерства внутренних дел дома бывшего
корпуса жандармов.
Оставить дом бывшего корпуса жандармов в ведении Министерства внутренних дел, для помещения в нем Управления общественной милиции.
б) О порядке восстановления прав неприятельских выходцев2.
Представление Министерства внутренних дел о порядке восстановления прав
неприятельских выходцев передать на заключение Юридического совещания при Временном правительстве.
1 В статье 926 Учреждения министерств указаны имения, состоящие в управлении Глав
ного управления уделов: «1) имения государевы в Московской и Владимирской губерниях;
государевы вотчины Царскосельская и Петергофская и имения Дагомыс, Таицкое, Гатчин
ское, Ливадия, Ропшинское, Гдовское и Дудергофское; Мургабское государево имение;
2) дворцы Красносельские. Царскославянский, Екатеринентальский (Ревельский), Твер
ской, Ропшинский, Киевский и Ливадский; 3) императорская Петергофская гранильная
фабрика» // Св. Зак. 1892. Т. I. Ч. П. С. 140. В статье 412 «Законы гражданские» перечислено
имущество императорского дворца//Св. Зак. 1914. Т. X. Ч. 1.
2 На полях журнала напротив этого пункта запись: «д. № 16.15.ГУ. № 961. Пред. Юр. сов.».

29_L
3. Устное предложение обер-прокурора Святейшего Синода об освобождении от присутствования некоторых членов Синода и пополнении его состава новыми членами.
I. Освободить от присутствования в Святейшем Синоде преосвященных: пер
венствующего члена Святейшего Синода митрополита Киевского — Владимира;
архиепископов: Новгородского — Арсения, Литовского — Тихона, Гродненско
го— Михаила, Нижегородского — Иоакима и Черниговского — Василия, и про
топресвитеров: Александра Дернова и Георгия Шавельского.
II. Оставить на летнюю сессию Святейшего Синода присутствующего ныне в
Синоде члена оного преосвященного архиепископа Финляндского Сергия.
III. Вызвать для присутствования в Святейшем Синоде преосвященных: архи
епископов: члена Святейшего Синода экзарха Грузии — Платона и Ярославско
го — Агафангела и епископов: Уфимского — Андрея и Самарского — Михаила;
протопресвитера Московского Большого Успенского собора — Николая Любимо
ва; протоиереев: профессора Петроградской Духовной академии — Александра
Рождественского, и членов Государственной думы: профессора Петроградского
университета — Александра Смирнова и Феодора Филоненко.
4. Представления военного и морского министра:
а) Об учреждении особых следственных комиссий для расследования злоупотреблений по военному и морскому ведомствам'.
Образовать для расследования злоупотреблений по военному и морскому ведомствам особые следственные комиссии на нижеследующих основаниях:
1. Для расследования злоупотреблений при вооружении, снабжении и поддер
жании боевой мощи военных и морских сил и для изобличения виновных в этих
злоупотреблениях должностных и частных лиц учреждаются, под председательст
вом сенаторов, две особые следственные комиссии, каждая из шести членов, на
значаемых указами Временного правительства.
2. Членами комиссии состоят: член Государственной думы, лицо гражданского
судебного ведомства, лицо военно-судебного или военно-морского судебного ве
домства, представитель сословия присяжных поверенных, представитель Совета
офицерских депутатов и представитель Совета рабочих и солдатских депутатов.
Примечание. В случае необходимости, по представлению комиссии, число членов ее может быть увеличено Временным правительством.
3. При отлучке или невозможности по каким-либо другим уважительным при
чинам для председателя присутствовать в заседании, председательствует в комис
сии один из наличных членов ее, по их избранию. Для действительности поста
новлений комиссии требуется участие в заседании не менее трех лиц.
4. При комиссии состоят: а) командируемые для производства следствий ми
нистром юстиции лица судебного ведомства и военным и морским министрами —
чины военно-судебного и военно-морского судебного ведомств и б)
приглашаемые председателями комиссий из должностных лиц всех ведомств и
частных лиц заведующие делопроизводством комиссии и канцелярские чины, в
потребном числе.
1 СУ. 1917. № 98. 3 мая. Ст. 539 «Об особых следственных комиссиях для расследования злоупотреблений по военному и морскому ведомствам».

292
5. Входящие в состав комиссий и их канцелярий лица правительственной и
общественной службы сохраняют на все время командировки занимаемые ими
должности и получаемое по ним содержание.
6. Комиссиям предоставляется привлекать к расследованию злоупотреблений
на местах чинов судебного и всех других ведомств присяжных поверенных, а так
же служащих и работающих в общественных учреждениях.
7. Комиссии имеют право: а) возбуждать уголовное преследование как против
частных, так и против должностных лиц гражданского, военного и морского ве
домств, устранять должностных лиц от должностей и предавать их суду; б) давать
состоящим при них для производства следствий лицам предложения по предмету
всех следственных действий и наблюдать как в полном своем составе, так и через
отдельных членов комиссий за производящимися следствиями; в) распоряжаться о
производстве следствий как по сообщениям властей, заявлениям и жалобам част
ных лиц, так и по непосредственно усмотренным комиссиями основаниям, а также
прекращать расследования при недостаточности данных для привлечения кого-
либо к уголовной ответственности, и г) окончательно разрешать жалобы на произ
водящих следствия лиц.

8. Законченные комиссиями расследования с постановлениями о предании су
ду передаются прокурорам подлежащих судебных мест для дальнейшего законно
го направления.
9. Во всех тех случаях, когда в порядке следствия комиссиями будут обнару
жены признаки виновности лиц, подлежащих ведению Чрезвычайной следствен
ной комиссии, дальнейший порядок расследования определяется по соглашению с
последней.

10. Военный и морской министры имеют право предлагать комиссиям о про
изводстве расследования: а) по определенным предметам, без указания лиц, ви
новных в злоупотреблениях, для обнаружения таковых, и б) о действиях опреде
ленных должностных лиц военного и морского ведомств, с указанием предъявляе
мых к ним обвинений.
11. Комиссии имеют право: а) требовать от всех ведомств и должностных лиц,
а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нота
риальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-
промышленных предприятий и правительственных, общественных и частных кре
дитных установлений доставления необходимых сведений и документов, а также
дел, не законченных производством; б) обозревать через своих членов и особо
уполномоченных на то лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установ
лений и властей для извлечения необходимых сведений, причем: 1) производящие
такие обозрения дел лица должны предъявлять формальное удостоверение комис
сии, уполномочивающее их на эти действия, и 2) секретные дела и документы Во
енного и Морского министерств, касающиеся государственной обороны, могут
быть сообщаемы и предъявляемы комиссиям или председателям их лишь с особо
го, в каждом отдельном случае, разрешения министров военного и морского, по
принадлежности; в) требовать явки в комиссии для представления объяснений
всех как частных, так и должностных лиц, за исключением служащих в действую
щих армии и флоте, вызов которых может быть произведен лишь по сношении с
их начальством.
10.
293^
12. Все правительственные, общественные и частные установления и должно
стные лица всех ведомств обязаны оказывать комиссиям, ее членам и состоящим
при них лицам полное содействие в выполнении возложенных на комиссии задач.
13. Состоящие при комиссиях для производства следствий лица пользуются
всеми правами лиц, на коих по действующим законам возлагается производство
предварительных следствий, причем: а) они могут требовать к допросу всех, неза
висимо от класса занимаемой должности и чина, должностных лиц, за исключени
ем: 1) членов Временного правительства, которые допрашиваются в месте и во
время по их указанию, и 2) чинов действующей армии и флота, вызов которых
может быть сделан лишь по сношении с их начальством; б) осмотр и выемка поч
товой и телеграфной корреспонденции, а также книг, документов и переписки
кредитных установлений, производятся в каждом отдельном случае по уполномо
чию комиссии, и в) требования о производстве отдельных следственных действий
могут быть обращаемы не только к местным судебным, военным и военноморским
следователям и чинам прокурорского надзора, но и к начальникам подлежащих
допросу чинов действующих армии и флота.
14. Произведенные при комиссии следствия имеют силу предварительных
следствий.
15. О ходе расследований председатели комиссий доводят до сведения военно
го и морского министров, по принадлежности.
16. Комиссии имеют печати с обозначением: «Следственная комиссия о зло
употреблениях по военному и морскому ведомствам» и пользуются правом бес
платной пересылки по почте пакетов и посылок, от них исходящих.
17. Суммы на вознаграждение членов комиссий и привлекаемых к их работам
лиц и на расходы по командировкам и делопроизводству отпускаются в распоря
жение председателей комиссий, обязанных отчетностью по израсходованию этих
сумм на общем основании.
18. Действия комиссий прекращаются указами правительства; все дела и архи
вы комиссий по их закрытии передаются в Главное военно-судное или Главное во
енно-морское судное управление, по принадлежности.
б) О возложении на сенаторов Николая Ивановича Ненарокомова и Владимира Александровича Бальца председательствования в особых следственных комиссиях для расследования злоупотреблений по военному и морскому ведомствам1.
Возложить на сенаторов Николая Ивановича Ненарокомова и Владимира Александровича Бальца руководство производством расследования допущенных в военном и морском ведомствах злоупотреблений по снабжению, вооружению и поддержанию боевой готовности и мощи русской армии и флота, поручив сенатору Ненарокомову председательствование в Комиссии по расследованию злоупотреблений по морскому ведомству, а сенатору Бальцу — в Комиссии по расследованию злоупотреблений по военному ведомству.
5. О назначениях некоторых должностных лиц.
Назначить: 1) инспектора артиллерии армии Румынского фронта генерал-лейтенанта Михаила Васильевича Ханжина — полевым инспектором артиллерии
1 СУ. 1917. № 98. 3 мая. Ст. 539 «Об особых следственных комиссиях для расследования злоупотреблений по военному и морскому ведомствам».

294
при Штабе Верховного главнокомандующего; 2) помощника дежурного генерала Главного штаба, исправляющего должность дежурного генерала, генерал-майора Алексея Петровича Архангельского — дежурным генералом названного штаба, и 3) присяжного поверенного округа Петрофадской судебной палаты Сергея Григорьевича Сватикова — помощником начальника Временного управления по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности фаждан.
Заседание закрыто в 0 час. 10 мин.
Министр-председатель князь Львов
Министры:
юстиции А.Керенский
иностранных дел П.Н}
путей сообщения Н.Некрасов
торговли и промышленности А. И.2
народного просвещения А.Манугаов
военный и морской А.И.'
земледелия А.Шингарев
финансов М Терещенко
обер-прокурор Святейшего Синода В.Львов
Государственный контролер Годнее
За управляющего делами Временного правительства Ал. Ону
ГА РФ. Ф. 1779. On. 2. Д. 1. Ч. I. Л. 215—219. Типограф. Подлинник.
№55
15 апреля 1917 года
В заседании участвовали: министр-председатель — кн. Г.Е.Львов, министр
торговли и промышленности—А.И.Коновалов, министр юстиции—А.Ф.Керенский,
министр финансов — М.И.Терещенко, министр земледелия — А.И.Шингарев,
министр путей сообщения — Н.В.Некрасов, министр иностранных дел —
П.Н.Милюков, министр народного просвещения — А.А.Мануйлов.
В заседании присутствовал государственный контролер И.В.Годнее. Заседание открыто в 16 час. 50 мин.
1. Представления Министерства внутренних дел:
а) О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях4.
Издать нижеследующее постановление о производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях:
' Инициалы вписаны карандашом, вероятно, имеется в виду П.Н.Милюков.
2 Инициалы вписаны карандашом, вероятно, имеется в виду А.И.Коновалов.
3 Инициалы вписаны карандашом, вероятно, имеется в виду А.И.Гучков.
4 СУ. 1917. № 95. 1 мая. Ст. 529 «О производстве выборов гласных городских дум и об
участковых городских управлениях».

291
«I. Статьи 22—57 раздела I и статьи 17—48 раздела II "Положения об общественном управлении городов" (Св. Зак., т. II, изд. 1915 г.) отменить1.
И. Впредь до издания нового закона об общественном управлении городов, установить прилагаемые при сем: 1) временные правила о производстве выборов гласных городских дум в городах, в коих действует Городовое положение 11 июня 1892 года2, а также в городах Петрограде и Ташкенте, и 2) временные правила об участковых городских управлениях.
III. В городских поселениях, в коих действует упрощенное городское общест
венное управление на основании правил, приложенных к статье 22 Городового по
ложения (Св. Зак., т. II, изд. 1915 г., "Положение] об общественном]
управлении] гор[одов]", разд[ел] I)3, ввести учреждения городского общественно
го управления, указанные в статьях 21 и 92 того же Положения4. Избрание глас
ных городских дум в сих поселениях допустить на основании означенных в статье
1 предыдущего (II) отдела временных правил.
IV. Все находящиеся на рассмотрении подлежащих учреждений дела по выбо
рам гласных городских дум (городских уполномоченных) в городах, указанных в
отделе II, за исключением дел об ответственности за неправильные действия по
выборам, производством прекратить».
Приложение 1 к отделу П.
Временные правила о производстве выборов гласных городских дум
1. В городских поселениях, в коих действует «Городовое положение» 11 июня 1892 года (Св. Зак., т. II, изд. 1915 г., «Положение об Общественном управлении городов», разд. I), а также в городах Петрограде и Ташкенте, городские управы (городские старосты) немедленно по обнародовании сего постановления приступают к составлению избирательного по городу списка для производства выборов гласных в городскую думу, не ожидая истечения срока полномочий гласных (городских уполномоченных), избранных на основании действующих законоположений. Одновременно с сим, городские управы (городские старосты) делают, в слу-
' Раздел I «Положения об общественном управлении городов» назывался «Городовое положение»; в статье 22 говорилось о порядке введения упрощенного общественного управления, в статьях 23—55 — об избрании городских гласных, статьи 56—57 определяли состав городской думы. Раздел II назывался «Положение об общественном управлении города Петрограда»; статьи 17—46 определяли порядок избрания гласных думы, статьи 47— 48 определяли состав городской думы // Св. Зак. 1915. Т. II.
2 Городовое положение 11 июня 1892 г. действовало во всех городских поселениях Рос
сийской империи, за исключением городов губерний Царства Польского и областей: Фер
ганской, Самаркандской, Сыр-Дарьинской, Закаспийской и Карсской, городских поселений
Геокчай и Сальяны, Бакинской губернии, и города Закаталы, Закатальского округа // Св.
Зак. 1915. Т. II; Там же. Ст. 1 прим. С. 1.
3 Имеются в виду «Правила об упрощенном городском общественном управлении» //
Св. Зак. 1915. Т. И.
4 Учреждениями городского общественного управления являлись городская дума и го
родская управа с состоящими при ней исполнительными органами (Городовое положение,
статья 21). Согласно статье 92 в незначительных уездных и безуездных городах обязанно
сти управы могли возлагаться на городского голову // Там же. С. 32.

296
чае надобности, постановления о разделении городского поселения, для удобства подачи голосов, на отдельные избирательные участки.
2. Гласные городской думы избираются на срок до 1 января 1919 года. Число
гласных в городах определяется расписанием, при сем приложенным.
3. Правом участия в выборах гласных пользуются российские граждане обоего
пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составле
ния избирательных списков двадцати лет, если они во время составления избира
тельных списков проживают в данном городе, либо имеют в городе домашнее об
заведение, или состоят там на службе, или же имеют иные, связанные с городом,
определенные занятия.
Лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общих основаниях.
4. Из лиц, удовлетворяющих условиям, указанным в предыдущей (3) статье, в
городских выборах не участвуют: 1) высшие, в пределах губернии, области, градо
начальства и соответствующего уезда, представители административной власти и
их заместители и помощники, 2) лица, состоящие в пределах губернии (области)
или градоначальства на службе по местной милиции (полиции), 3) лица монашест
вующие и 4) лица, признанные в установленном законом порядке безумными, су
масшедшими и глухонемыми.
5. Права участвовать в выборах лишаются: 1) приговоренные судом к наказа
ниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, — в течение
трех лет по отбытии наказания, а осужденные по суду за кражу, мошенничество,
присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку или
принятие в заклад, в виде промысла, заведомо краденного или полученного через
обман имущества, подлоги, ростовщичество, лихоимство и лиходательство, а так
же осужденные по суду за преступные деяния против избирательного права (ст. 29
сих правил) — в течение одного года по отбытии наказания и 2) содержатели до
мов терпимости.
6. В гласные и кандидаты могут быть избираемы не только лица, пользующие
ся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в го
роде и не имеющие там домашнего обзаведения, службы или занятий (ст. 3), но
удовлетворяющие остальным требованиям, установленным для участия в выборах.
7. Каждое городское поселение составляет один избирательный округ, хотя бы
округ этот и был подразделен для удобства подачи голосов на отдельные избира
тельные участки (ст. 1).
8. Избирательный по городу список составляется городской управой (город
ским старостой) не позже двух недель со дня обнародования сего постановления.
9. Составленный городской управой (городским старостой) избирательный
список предъявляется для всеобщего обозрения способом, обеспечивающим дос
тупность этого обозрения.
10. В течение пяти дней со дня предъявления избирательного списка для все
общего обозрения высший представитель местной административной власти мо
жет заявлять протесты, а избиратели могут подавать жалобы на неправильности
или неполноту этого списка. Означенные протесты и жалобы подаются в город
скую управу (городскому старосте), которая рассматривает их в пятидневный срок
и о последовавших решениях объявляет лицам, их подавшим. Если в этот срок
уведомления от управы по жалобам и протестам не последует, а также в случаях

297_
отказа в удовлетворении протеста или жалобы, — лица, их подавшие, имеют право в трехдневный срок обратиться с протестом или жалобой в подлежащую инстанцию административного суда, которой они рассматриваются в пятидневный срок. Решения суда по сим делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату. Жалобы эти приносятся и принимаются к рассмотрению лишь при обжаловании правильности выборов в порядке статьи 32 и одновременно с таким обжалованием.
11. Избирательный список, по исправлении его порядком, указанным в статье 10, не
позднее как за две недели до дня наступления выборов, вновь предъявляется для
всеобщего обозрения способом, обеспечивающим доступность обозрения.
К означенному в сей (11) статье списку присоединяются составляемые подлежащими воинскими частями и ими проверенные списки лиц, состоящих на военной службе и имеющих право участия в выборах (ст. 3).
12. Лица, не внесенные в избирательный список или утратившие избиратель
ные права до производства выборов (ст. 4 и 5), в выборах не участвуют.
13. Выборы производятся в один из воскресных или праздничных дней по по
становлению о том городской думы (собрания уполномоченных). При разделении
города на избирательные участки выборы производятся одновременно по всем
участкам. Избирательные комиссии для подачи избирательных записок (ст. 15 и 16) от
крыты в день выборов с девяти часов утра до девяти часов вечера. О дне, часе и
месте выборов городской голова не позднее, как за две недели до производства их,
объявляет во всеобщее сведение способом, установленным городской думой (соб
ранием уполномоченных).
14. Не позже, чем за десять дней до выборов избирателям предоставляется за
являть городскому голове (городскому старосте) списки предлагаемых к баллоти
ровке кандидатов в гласные, выразивших желание баллотироваться. Число указы
ваемых в списке кандидатов не должно превышать общего числа гласных, подле
жащих избранию в данном городе; в списках с большим числом излишние канди
даты, стоящие последними в списке, в счет не принимаются.
Списки должны быть подписаны таким числом избирателей, которое составляло бы не менее половины числа гласных, подлежащих избранию в данном городе (ст. 2). Каждый избиратель может подписать только один какой-либо список кандидатов в гласные.
Заявленные списки, удовлетворяющие означенным в сей (14) статье условиям, городским головой (городским старостой) нумеруются в порядке их поступления и с такой нумерацией, а также с обозначением, по желанию заявителей, партии или группы, от которой они предложены, объявляются во всеобщее сведение не позднее как за семь дней до производства выборов установленных городской думой (собранием городских уполномоченных) способом.
15. Для производства выборов гласных образуется городская избирательная
комиссия под председательством городского головы (городского старосты). В со
став этой комиссии городской голова приглашает трех лиц из среды избирателей.
Кроме того, в состав комиссии от каждой группы избирателей, подавшей список
предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14), в избирательную ко
миссию входит первый подписавший список кандидатов, — если лица, входящие в
состав группы, не изберут для этого из своей среды особое лицо.

298
16. При производстве выборов по участкам, кроме городской избирательной
комиссии (ст. 15), образуется для каждого избирательного участка участковая из
бирательная комиссия. Городской голова (городской староста) председательствует
в одной из этих комиссий по своему усмотрению. Председатели прочих избира
тельных комиссий приглашаются городским головой из числа избирателей. В со
став участковой избирательной комиссии председатель комиссии приглашает трех
лиц из среды избирателей. Кроме того, в состав комиссии могут входить по одно
му лицу, избранному из своей среды каждой группой избирателей, подавшей спи
сок предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные (ст. 14).
17. Личность каждого избирателя удостоверяется избирательной карточкой, в
которой прописываются имя, отчество и фамилия избирателя и указывается место
производства выборов и которую каждый избиратель должен получить в город
ской управе. Председатель избирательной комиссии обязан устранять от выборов
тех лиц, которые по имеющимся у него сведениям не пользуются правом участия в
них. До начала выборов прочитываются статьи 3—5 сих временных правил, с объ
яснением избирателям, что незаконно принявшие участие в выборах подвергаются
наказаниям, определенным в уголовном законе (ст. 29).
18. Никто не может иметь на выборах более одного голоса.
19. Выборы производятся подачей голоса избирателем только за один из спи
сков заявленных кандидатов в гласные (ст. 14). Выборы эти производятся закры
той подачей голосов, посредством подачи избирательных записок.
20. В каждой избирательной записке должен быть указан нумер того заявлен
ного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос. За
писка вкладывается избирателями в непрозрачные, одноцветные, без каких-либо
пометок, конверты, заготовленные городской управой и снабженные ее печатью,
заклеиваются и лично вручаются избирателями в открытом заседании комиссии ее
председателю, который опускает их, в присутствиии избирателей, в опечатанный
ящик. Несоответствующие этим требованиям записки, а также записки с помарка
ми и исправлениями при подсчете голосов во внимание не принимаются.

21. Надзор за порядком во время производства выборов принадлежит предсе
дателю избирательной комиссии, который обязан наблюдать за тем, чтобы в по
мещении, в коем открыто заседание комиссии, производились лишь выборы, — и
не допуская при этом нарушения свободы и правильности выборов, а также пред
выборной агитации.
22. На следующий день после подачи записок и в назначенный час участковые
избирательные комиссии, — если выборы производились по участкам, — в при
сутствии явившихся избирателей производят в открытом заседании подсчет по
данных за каждый заявленный список голосов. Результаты подсчета отмечаются
на особом листе, который подписывается председателем и членами комиссии и в
тот же день представляется в городскую избирательную комиссию.
23. Городская избирательная комиссия на следующий день после производства
ее выборов по всему избирательному округу, — если город не делился на избира
тельные участки, — или же на следующий день после представления ей выборных
производств участковыми избирательными комиссиями, в назначенный час произ
водит в открытом заседании, в присутствии явившихся избирателей, подсчет по
данных за каждый заявленный список голосов по всему избирательному округу,
21.
299
отмечая результаты подсчета на особом листе, подписываемом председателем и членами комиссии.
24. Общее ЧИСЛО гласных, подлежащих избранию во всем избирательном ок
руге (ст. 2), распределяется между заявленными списками (ст. 14) пропорциональ
но числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков.
25. Для определения числа гласных, причитающихся на каждый из заявленных
списков, общее число подлежащих избранию гласных, умноженное на число по
данных за данный список голосов, делится на число голосов, поданных во всем
избирательном округе за все списки. Полученными от таких делений цифрами (ча
стное) определяется количество гласных, избранных по каждому списку. В состав
гласных из каждого списка зачисляется, в порядке записи в нем кандидатов, начи
ная с первого, такое количество их, какое соответствует полученному от деления
частному. Если в полученных частных будут находиться целые числа с дробями
или же только дроби, вследствие чего до общего числа подлежащих избранию
гласных, сравнительно с числом избранных, будет недоставать одного или не
скольких гласных, то частные с дробями располагаются в порядке относительной
величины дробей, начиная с большей, и недостающее число гласных распределя
ется между списками, коим соответствуют наибольшие дроби, по одному на каж
дый список.
26. Если в одном или нескольких из заявленных списков кандидатов в гласные
число этих кандидатов окажется менее числа гласных, которое по сделанному на
основании предыдущей (25) статьи расчислению должно быть взято из соответст
венных списков, то из списков этих в гласные зачисляются все указанные в нем
кандидаты, остающееся же нераспределенным число гласных распределяется ме
жду остальными списками порядком, указанным в статье 25, с тем лишь различи
ем, что при производстве расчета подлежащий распределению остаток, умножен
ный на число голосов, поданных за соответствующий список, делится не на число
голосов, поданных за все списки, а на число голосов, поданных лишь за списки,
между коими производится распределение.

27. По установлении общего числа избранных гласных и по составлении спи
ска их, избирательная комиссия всех остальных лиц, значащихся в заявленных
списках и не вошедших в список гласных, заносить в список кандидатов к глас
ным, распределяя их по соответствующим заявленным спискам в том порядке
старшинства, в каком они последовательно в списках этих занесены.
28. В избирательных комиссиях секретарями их, приглашаемыми председате
лями комиссий из числа избирателей, ведутся протоколы, в которые заносятся:
время открытия и закрытия заседаний комиссий, число избирателей, принявших
участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения предсе
дателей и постановления комиссий. По окончании выборов протокол вместе с вы
борным листом прочитывается в открытом заседании комиссии, подписывается
председателем и членами комиссии и скрепляется секретарем.
29. Лица, виновные в совершении деяний, имеющих целью нарушение свобо
ды и правильности выборов гласных в городские думы, подлежат ответственности
по статьям 328'—3287 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (по
Прод. 1912 г.)1.
1 Статьи 328'—3287 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» устанавливали ответственность за нарушение свободы и правильности выборов в Государственный

300
30. По окончании производства выборов, избирательные комиссии закрывают
ся, и все выборное производство, с относящимися к нему документами и выбор
ными листами, в течение двух суток направляется к высшему представителю ме
стной административной власти, который в семидневный срок может заявить свои
протесты в подлежащую инстанцию административного суда.
31. Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подавае
мы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение трех
дней со дня окончания их. Жалобы эти подаются в подлежащую инстанцию адми
нистративного суда.
32. Протесты и жалобы, означенные в статьях 30 и 31, административный суд
рассматривает в семидневный срок со дня получения им выборного производства.
Если в результате такого рассмотрения суд признает произведенные выборы во
всей их совокупности неправильными, — он постановляет об отмене их. Город
ская управа, по получении решения суда по сему делу, постановляет о производст
ве в течение месячного срока новых выборов.
В случае признания судом неправильным избрания отдельных гласных, они исключаются городской управой из списка гласных и заменяются очередными кандидатами по соответствующему списку кандидатов к гласным (ст. 27).
Решения суда по означенным в сей (32) статье делам подлежат исполнению, но могут быть обжалованы Правительствующему сенату в месячный срок со дня объявления решения суда.
33. По заключении выборного производства, городской управой составляется
окончательный список гласных и кандидатов к ним по каждому из заявленных из
бирателями списков. Список гласных и кандидатов обнародуется в местных гу
бернских или соответствующих им ведомостям, а также может оглашаться во все
общее сведение и другими способами, определенными городской думой (собрани
ем уполномоченных).
34. Подробности порядка производства выборов, не предусмотренные настоящи
ми временными правилами, определяются наказом, издаваемым министром внутрен
них дел и обнародуемым во всеобщее сведение Правительствующим сенатом.

35. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов всего состава
гласных, назначаются новые выборы, на основании установленных выше правил.
Избранная в порядке настоящей (35) статьи городская дума исполняет свои обя
занности в течение срока, указанного в статье 2 сих правил.
36. Постановления городской думы, состоявшиеся до дня получения город
ским головой извещения об отмене выборов всего состава думы, сохраняют свою
силу. Должностные лица, избранные думой отмененного состава, сохраняют свои
полномочия впредь до вступления в отправление своих обязанностей должност
ных лиц, избранных думой нового состава.
37. В случае отмены Правительствующим сенатом выборов части состава
гласных, недостающая часть пополняется кандидатами к гласным, зачисленными
по тем спискам, по которым зачислены были устраненные Правительствующим
сенатом гласные.
совет и Государственную думу и беспрепятственной деятельности этих установлений // Св. Зак. 1912. По Прод. Т. XV. С. 34—35.

301_
Приложение 2 к отделу I.
Временные правила об участковых городских управлениях.
1. В городах с населением не менее ста пятидесяти тысяч жителей городские
думы могут учреждать участковые городские управления. Распределение города
на участки с этой целью производится по соображению как с существующим ад
министративным делением его на части, так и с топографическими, бытовыми и
другими особенностями различных частей города. Для действительности поста
новлений городских дум об учреждении участковых управлений требуется приня
тие решения большинством гласных, превышающим половину общего числа их,
установленного для данного города (прил. 1 к сему постановлению], ст. 2.)
2. Участковые городские управления содействуют городскому общественному
управлению в выполнении задач городского хозяйства и управления, касающихся
нужд отдельных частей города. Ближайшее определение предметов ведения участ
ковых городских управлений предоставляется городской думе.
3. Участковое городское управление составляют участковая дума и участковая
управа.
4. Участковая дума состоит из гласных, избираемых в порядке, устанавливае
мом в статье 12 сих временных правил. Число гласных участковой думы не может
быть менее двадцати и более пятидесяти. Ближайшее определение числа гласных
участковых дум в зависимости от числа жителей в каждом участке предоставляет
ся городской думе. На срок своих полномочий, участковая дума избирает из своей
среды председателя думы. Председатель и гласные участковой думы получают
вознаграждение в размере, устанавливаемом городской думой.
5. Участковая управа состоит из председателя и членов, наибольшее число
коих определяется городской думой. Председатель и члены управы получают со
держание в размере, устанавливаемом городской думой.
6. При обсуждении в городской думе дел, касающихся данного участка, в засе
дание думы, в случае надобности, приглашаются председатели участковых думы и
управы с правом совещательного голоса. В подобных же случаях приглашаются к
участию в заседании городской управы, с правом совещательного голоса, предсе
датели участковых управ. Кроме того, для объединения деятельности участковых
городских управлений городская управа созывает в устанавливаемые ею сроки со
брания всех председателей участковых дум и управ.
7. Участковые городские управления осуществляют свою деятельность по вы
полнению возложенных на них задач применительно к правилам, установленным в
законе для городского общественного управления. В развитие сих правил город
ской думе предоставляется издавать для участковых городских управлений инст
рукции.

8. Денежные средства, необходимые для осуществления задач, лежащих на
участковых городских управлениях, отпускаются им городской думой по рассмот
рении и утверждении смет, составленных участковыми управами и одобренных
участковыми думами.
9. Отчеты об израсходовании денежных средств составляются участковой
управой, рассматриваются ревизионной комиссией, избираемой участковой думой
и, по одобрении сей думой, представляются городской думе.
8.
302
10. Все постановления участковой думы, с необходимыми к ним приложения
ми, в пятидневный срок со дня подписания этих постановлений представляются, в
копиях, участковой управой в городскую управу. Если городская управа признает
постановление участковой думы несогласным с действующими законами, либо
противоречащим общегородским интересам, она может сделать распоряжение о
приостановке приведения его в исполнение и передать дело на рассмотрение го
родской думы, которая и выносит окончательное по делу решение.
11. Надзор правительственной власти за закономерностью деятельности уча
стковых городских управлений осуществляется в порядке, установленном в законе
для такого надзора за деятельностью городского общественного управления.
12. В случае принятия городской думой решения об учреждении участковых
городских управлений (ст. 1), городская управа составляет списки избирателей по
установленным думой участкам. Составление избирательных списков и выборы
гласных в участковые думы производятся применительно к временным правилам о
производстве выборов гласных городских дум (приложение 1 к отделу II сего по
становления), с тем что в участковые избирательные списки вносятся: а) лица, ко
торые во время составления этих списков проживают в данном участке, и б) лица,
которые в пределах участка имеют домашнее обзаведение, или состоят там на
службе, или же имеют иные, связанные с участком, определенные занятия.
б) Об учреждении милиции1.
В отмену, изменение и дополнение подлежащих узаконений постановить:
I. Взамен наружной полиции учредить милицию на основании прилагаемых
при сем правил.
II. Ассигнования, назначенные на содержание чинов и канцелярий наружной
полиции в 1917 году из средств Государственного казначейства, передать в распо
ряжение подлежащих уездных земских и городских общественных управлений на
содержание милиции.
III. До созыва уездного земского собрания, определение состава, числа и окла
дов содержания чинов уездной милиции и служащих канцелярий, за исключением
оклада содержания начальника уездной милиции, возложить на уездные земские
управы, с тем чтобы расходы не превышали общей суммы ассигнованных на 1917 год
средств.
IV. Оклады содержания начальников милиции сохранить на 1917 год в разме
ре, установленном на содержание исправников, полициймейстеров и т. п., соглас
но закону 23 октября 1916 года (Собр. Узак., ст. 2426).
V. Действие настоящих правил распространить на существующую ныне вре
менную милицию, с тем чтобы к избранию начальников милиции, на основании
этих правил, уездные земские и городские управы приступили лишь по образова
нии их согласно новым постановлениям о производстве выборов гласных в город
ские думы и уездные земские собрания.
VI. Впредь до подготовки опытных кадров речной милиции, речная полиция в
городах: Петрограде, Нижнем Новгороде и Рыбинске продолжает исполнять свои
обязанности, состоя в ведении начальника городской милиции.
VII. Обязанности уездных исправников и полицеймейстеров по участию в
уездных и городских комитетах, комиссиях и присутствиях возложить на началь
ников уездной и городской милиции, по принадлежности.
1 СУ. 1917. № 97. 3 мая. Ст. 537 «Об учреждении милиции».

303_
VIII. Устройство милиции в Петрограде, Москве, Киеве и Одессе будет предусмотрено особым узаконением. Приложение к отд. I.
Временное положение о милиции
1. Милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, со
стоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управ
лений.
Раздел I
О составе уездной и городской милиции
2. Весь уезд с уездными и безуездными городами, посадами, местечками и се
лениями, находящимися в нем, подлежит ведению уездной земской милиции. Все
губернские и некоторые более значительные города, посады и местечки, для кото
рых установлена отдельная полиция на основании действовавших к 1 марта 1917 года
законов и правительственных распоряжений, имеют свою отдельную милицию.
Примечание. В неземских губерниях, впредь до введения земства, весь уезд подлежит ведению начальника милиции, избираемого городской управой уездного города.
3. Милицию составляют: начальник милиции, его помощники, участковые на
чальники милиции, их помощники, старшие милиционеры и милиционеры.
4. При начальниках уездной и городской милиции состоят: канцелярия под за
ведованием секретаря, рассыльные, помещение для арестуемых и архив, а при уча
стковых начальниках милиции: канцелярия и помещение для арестуемых.

5. Определение состава, числа и окладов содержания чинов милиции и служа
щих канцелярий принадлежит уездным земским собраниям и городским думам, по
принадлежности.
6. Расходы по содержанию уездной и городской милиции относятся как на
средства, ассигнуемые из Государственного казначейства по смете Министерства
внутренних дел, так и на суммы, отпускаемые городскими думами и уездными
земскими собраниями из местных источников.
Примечание I. Определение по отдельным городам и уездам части расходов, подлежащих отнесению на государственное казначейство по смете Министерства внутренних дел, предоставляется министру внутренних дел, по соглашению с министром финансов.
Примечание 2. Правила поверки расходов по содержанию уездной и городской милиции, производимых за счет средств Государственного казначейства, устанавливаются министром внутренних дел, по соглашению с министром финансов и государственным контролером.
7. Разделение уезда и города на участки, подведомственные уездным и город
ским участковым начальникам милиции, предоставляется уездным земским и го
родским управам, по принадлежности.
8. Все чины милиции при исполнении ими служебных обязанностей должны
носить установленную форму.
9. Чины милиции вооружаются холодным оружием и револьверами.
Раздел II
О порядке определения и увольнения чинов уездной и городской милиции
10. Начальники милиции избираются и увольняются городскими и уездными
земскими управами, по принадлежности, без определения срока их службы.

304
11. Помощники начальников милиции назначаются и увольняются от службы,
по представлениям начальников милиций, городскими и земскими управами, по
принадлежности.
12. Остальные должности по милиции замещаются начальниками милиции, по
их усмотрению.
13. На должности по милиции могут быть назначаемы только лица, состоящие
в русском подданстве и достигшие 21 года.
14. На должности по милиции не могут быть назначаемы лица: 1) состоящие
под следствием и судом по обвинению в преступных деяниях, 2) подвергшиеся по
суду лишению или ограничениям прав или осужденные за кражу, мошенничество,
присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и при
нятие в заклад заведомо краденого в виде промысла или получение через обман
имущества, подлоги, лихоимство и ростовщичество, — если со дня отбытия нака
зания прошло менее 5 лет, 3) несостоятельные должники, 4) состоящие под опекой
за расточительность, 5) содержатели домов терпимости.
15. На должности начальников милиции и их помощников назначаются лица с
образованием не ниже среднего; на все остальные должности по милиции — лица
вполне грамотные.
Раздел III
О временном замещении должностей
16. В случае отсутствия, отпуска или болезни начальников милиции, а также
при оставлении ими должностей, последние исправляются подлежащими помощ
никами. Если бы налицо не было ни начальника милиции, ни его помощников, то
исправление должности первого возлагается на одного из участковых начальников
милиции, по усмотрению управы.
17. Временное, в тех же случаях, замещение должностей прочих чинов мили
ции зависит от распоряжения начальника уездной или городской милиции, по
принадлежности.
Раздел IV
О предметах ведения и степени власти милиции
18. Милиция охраняет общественную безопасность и порядок и защищает всех
и каждого от всякого насилия, обид и самоуправства.
19. К предметам ведения милиции по охране общественного порядка и безо
пасности и делам общественного благоустройства относятся:

1) принятие мер к прекращению нарушения порядка, закона или обязательного
постановления;
2) своевременное оповещение населения о распоряжениях правительственных
и общественных властей и об исходящих от них объявлениях и извещениях;
3) охрана прав гражданской свободы;
4) содействие органам правительственной и общественной власти в осуществ
лении ими возложенных на них обязанностей;
5) выдача удостоверений о личности, а также всех других предусмотренных
действующими постановлениями удостоверений, справок, сведений и свиде
тельств, в том числе свидетельств о бедности;
6) ведение учета населения в местностях, где таковой учет установлен;
7) составление актов и протоколов о всякого рода несчастных случаях и на
сильственных действиях, а равно о всякого рода обстоятельствах, если это необхо
димо гражданам для защиты их прав;
1)
305
Примечание. Означенные в настоящем пункте акты и протоколы должны заключать в себе указания на лицо, составившее протокол или акт, и изложение существа удостоверяемых ими обстоятельств, а также иметь подписи лица, составившего акт или протокол, и понятых, если таковые присутствовали при их составлении.
8) обеспечение порядка в местах общественного пользования, а равно охрана
исправного состояния дорог, мостов, гатей, улиц, площадей и пр. и надзор за по
рядком движения на них;
9) принятие мер к охранению безопасности и порядка при пожарах, наводнениях и
других общественных бедствиях, а равно и подача помощи в несчастных случаях, и
10) требование содействия граждан для оказания помощи при общественных
бедствиях и несчастных случаях.
20. Сверх указанных в статьях 18 и 19 обязанностей милиции по охране безопасно
сти и порядка и общественного благоустройства, милиция исполняет указанные в законе
обязанности: а) по делам судебного ведомства и б) по делам военного ведомства.
21. К предметам ведения милиции по делам судебного ведомства относятся:

1) производство дознаний и участие в предварительном следствии по делам
уголовным на основании законов уголовного судопроизводства;
2) участие по делам публичного обвинения в качестве обвинителей в указан
ных законом случаях;
3) представление суду обвиняемых и других лиц, по требованию суда вызы
ваемых, а равно взятие их под стражу, в случаях воспоследования соответствую
щего постановления;
4) вызовы к явке в суд для ответов, выслушания решений и т. п., участие в
приведении в исполнение судебных приговоров и определений, а равно других
действиях, в законах судопроизводственных предусмотренных;
5) обязанности по наблюдению за пересылкой арестантов, указанные в «Уста
ве о содержащихся под стражей», и
6) хранение вещественных доказательств.
22. К предметам ведения милиции по делам военного ведомства относятся:
1) обязанности по учету и призыву на действительную службу чинов армии и флота;
2) извещение семейств воинских чинов о смерти последних по установленным
на то правилам,и
3) сообщение военным властям сведений о проживающих в данной местности
воинских чинах, просрочивших отпуски.

23. Сверх исполнения обязанностей, в статьях 19—22 указанных, чины мили
ции обязаны исполнять все законные требования правительственных и обществен
ных властей.
24. При производстве дознаний о преступных деяниях чины милиции руково
дятся постановлениями статей 48—51' и 250—260 «Устава уголовного судопроиз
водства» (Св. Зак., т. XVI, ч. I, изд. 1914 г.)'.
25. Милиции предоставляется задерживать лиц, бесчувственно пьяных, ду
шевно-больных и других, пребывание коих на свободе сопряжено с непосредстен-
ной опасностью для них самих или для окружающих.
26. О каждом случае задержания милиция составляет протокол, с точным обо
значением места, дня и часа задержания, а равно оснований применения этой ме-
' Статьи 48—51' «Устава уголовного судопроизводства» определяли порядок начала дел у мировых судей, а статьи 250—260 регламентировали участие полиции в производстве предварительного следствия // Св. Зак. 1914. Т. XVI. Ч. I.

306
ры. По требованию задержанного, ему или членам его семьи, или его доверенному немедленно выдается лицом, составившим протокол, копия последнего.
27. Лица, участвующие в деле, и члены семьи задержанного имеют право тре
бовать от чинов милиции выдачи им копии протокола в 3-х дневный срок.
28. Лица, задержанные без письменного постановления о том судебной власти,
должны быть или немедленно освобождены, или в течение 24-х часов доставлены
к судье или судебному следователю, коим дело подведомственно, если задержание
состоялось в месте их пребывания, в остальных же случаях — к ближайшему су
дье или судебному следователю.

29. Если задержание состоялось в месте, отдаленном от места постоянного
пребывания представителей судебной власти (ст. 28), то 24-х часовой срок, опре
деленный для доставления к ним задержанного, увеличивается, насколько это по
местным условиям представляется необходимым.
30. Порядок употребления в дело служащими в милиции при исполнении сво
их служебных обязанностей оружия определяется особой инструкцией, издавае
мой министром внутренних дел.
31. Нарушение закона или обязательного постановления, усмотренное мили
цией, должно быть установлено в письменной форме протоколом.
32. Протокол составляется в месте усмотренного нарушения порядка закона
или обязательного постановления, или в ближайшем жилище. При невозможности
составить протокол в одном из указанных мест, протокол составляется в ближай
шем управлении милиции, причем чины милиции приглашают нарушителя в озна
ченное управление лишь в случае невозможности никакими средствами удостове
риться в его личности на месте нарушения им закона или обязательного постанов
ления.
33. В протоколе должно быть указано, кто составлял протокол, где, когда и
кем совершено нарушение, в чем оно заключается, какому закону, либо обязатель
ному постановлению противоречит или какими последствиями угрожает, а также в
чем заключается требование, предъявленное милицией.
34. Обстоятельства, устанавливаемые протоколом, должны быть, по возмож
ности, удостоверены свидетелями или понятыми, а также сведущими лицами, если
по обстоятельствам дела потребуется их заключение.
Раздел V
О порядке подчинения и сношения чинов милиции
35. Министру внутренних дел по управлению по делам милиции принадлежит:
1) общее руководство деятельностью милиции; 2) издание инструкций и наказов,
определяющих техническую сторону деятельности милиции; 3) обозрение учреж
дений и деятельности милиции, а также производство ревизий; 4) составление
сметных предположений на содержание милиции и разассигнование отпускаемых
на нее кредитов по городам и уездам.
36. В губерниях учреждаются особые должности правительственных инспек
торов милиции на основании «Положения о губернских и уездных комиссарах».
37. Губернской власти принадлежит: 1) руководство деятельностью милиции в
пределах губернии; 2) преподание* соответствующих указаний, распоряжений и
* Так в тексте.

307
разъяснений; 3) обозрение деятельности и учреждений милиции, а также производство ревизий; 4) передвижение кадров милиции в пределах губернии на основании инструкций губернским и уездным комиссарам.
38. Начальник милиции непосредственно подчиняется уездным земским и го
родским управам, по принадлежности.
39. Начальники милиции, не состоя в служебном подчинении уездному комис
сару, обязаны исполнять все его законные требования и поручения.
40. Начальнику уездной и городской милиции подчинены помощники их, уча
стковые начальники милиции с их помощниками, старшие милиционеры и мили
ционеры.
41. Участковому начальнику милиции подчинены помощники их, старшие ми
лиционеры и милиционеры.
42. Старшему милиционеру подчинены милиционеры.
Раздел VI
О порядке действия и делопроизводства чинов милиции
43. Подробные условия деятельности и делопроизводства чинов милиции и со
стоящих при них канцелярий определяются инструкцией, издаваемой министром
внутренних дел по соглашению с подлежащими ведомствами.
Раздел VII
Об отчетах и ответственности чинов милиции
44. О своей деятельности начальник милиции представляет ежегодно через
уездную земскую и городскую управы отчет уездному земскому собранию или го
родской думе, по принадлежности. Одновременно с этим, отчет этот представля
ется начальником милиции местному правительственному инспектору. В случае
необходимости, земское собрание или городская дума могут потребовать от на
чальника милиции личных объяснений.
45. Жалобы на действия начальника милиции и его помощника приносятся
уездной или городской управе, правительственному инспектору или прокурорско
му надзору или в административный суд, по принадлежности.
46. Жалобы на действия прочих чинов милиции приносятся непосредственно
их начальству — уездному комиссару, прокурору или в административный суд.
47. За свои действия начальники милиции и их помощники дисциплинарным
взысканиям в административном порядке не подвергаются.
48. Участковые начальники милиции и их помощники подвергаются, в поряд
ке дисциплинарной ответственности, замечаниям и выговорам — властью началь
ника милиции.
49. Старшие милиционеры и милиционеры подвергаются замечаниям, выгово
рам, штрафу, в размере не свыше причитающегося им за 5 дней содержания, и на
значению в наряд и в наряд вне очереди, не свыше, однако, трех нарядов каждый
раз, — властью участковых начальников.
50. В случае явного несоответствия начальника милиции занимаемой им
должности, правительственный инспектор вправе временно устранить его от
должности, сообщив о том подлежащей уездной или городской управам для окон
чательного увольнения его от таковой. В случае, если управа не уволит такового
начальника милиции в течение 7 дней, правительственный инспектор представляет
все дело министру внутренних дел, которому принадлежит окончательное разре-

308
шение дела, по предварительному рассмотрению его в Совете министра внутренних дел.
51. В случае привлечения начальника милиции к судебной ответственности,
правительственный инспектор может временно устранить его от должности. Ос
тальные чины милиции в тех же случаях устраняются властью начальника мили
ции.
52. Все чины милиции за преступления по должности подвергаются ответст
венности по суду, в установленном законом порядке.
в) О дальнейшей деятельности Татьянинского комитета и об отпуске средств на его расходы.
I. Передать Татьянинский комитет на общих с другими беженскими организа
циями основаниях в ведомство Министерства внутренних дел, по Особому сове
щанию по устройству беженцев.
II. Предоставить Особому совещанию по устройству беженцев отпускать Тать-
янинскому комитету необходимые на оказание помощи беженцам кредиты, с тем
чтобы сметные представления отделений Татьянинского комитета, предваритель
но их рассмотрения Особым совещанием, обсуждались в общем порядке, подле
жащими губернскими и городскими совещаниями.
III. Приведенные в предшедшем (II) отделе правила о порядке рассмотрения
сметных предположений Татьянинского комитета ввести в действие со второй по
ловины 1917 года, оставив те же предположения за первое полугодие этого года
без рассмотрения в Кредитной комиссии Особого совещания по устройству бе
женцев.
IV. На основании статьи 18 бюджетных правил 8 марта 1906 года (Св. Зак., т. I,
ч. 2, изд. 1906 г.), отпустить Министерству внутренних дел чрезвычайным сверх
сметным из наличных средств Государственного казначейства, кредитом восемь
миллионов восемьсот девяносто четыре тысячи триста девяносто восемь руб
лей 56 копеек на расходы Татьянинского комитета за время с января по апрель ме
сяц 1917 года.
г) О прекращении отбывания на некоторых землях Прибалтийского края
аренды рабочими днями.
I. Воспретить включение в арендные договоры на земли всех разрядов в Прибалтийском крае условий относительно отбывания аренды рабочими днями (барщинной или издельной повинностью).
П. Обязать стороны, заключившие до сего упомянутые в отделе I арендные условия, перевести их на денежную аренду по взаимному соглашению, в случае же спора о размере арендной платы, — порядком, установленным статьей 4039 части III Свода местных узаконений прибалтийских губерний1.
д) О порядке дальнейшего направления требующих срочного разрешения
законопроектов, находящихся ныне на рассмотрении Государственной думы.
Предоставить Министерству внутренних дел взять обратно из Государственной думы те из находящихся ныне на рассмотрении Думы законопроектов, кото-
' Согласно этой статьи, в случае спора о размере арендной платы, размер оплаты определялся по усмотрению суда // Свод местных узаконений губерний Остзейских. 1864. Ч. III. С. 646.

309
рые по существу своему требуют скорейшего разрешения, и внести их затем, в установленном порядке, на рассмотрение Временного правительства.
е) О возложении обязанностей вице-председателя Комитета попечительства о трудовой помощи на комиссара Временного правительства над названным попечительством.
Ввиду ходатайства вице-председателя Комитета попечительства о трудовой помощи Александра Сергеевича Танеева об освобождении его от означенной должности, возложить обязанности вице-председателя названного Комитета на комиссара Временного правительства над Попечительством о трудовой помощи, графа Эммануила Павловича Беннигсена.
2. Представления Министерства путей сообщения:
а) По поводу возбужденного председателем Особого Закавказского коми
тета В.А.Харламовым вопроса о прекращении постройки линии Батум—Тра-
пезунд и связанных с этой мерой распоряжениях.
I. Достройку колесной дороги Батум—Трапезунд поручить Кавказскому окру
гу путей сообщения.
II. Через посредство Кавказского округа путей сообщения установить и произ
вести, по принадлежности, передачу всех заготовок Батум—Трапезундской желез
ной дороги как уже исполненных на месте, так и заказанных, но еще недоставлен
ных на место работ (а именно, — продовольствия, леса и других строительных ма
териалов, ломов, лопат, кирок, топоров и прочих инструментов, взрывчатых ве
ществ, легких рельс, вагонеток, камнедробилок, катков, перфораторов и иных ме
ханических приспособлений), для использования их при постройке указанной
(отд. I) колесной дороги Батум—Трапезунд, а также других в районе Кавказского
фронта дорог военного значения.
III. Тем же способом (отд. II) распределить всех находящихся на линии Ба
тум—Трапезунд привозных рабочих и транспортные средства, необходимые для
обслуживания работ по постройке колесной дороги.
б) Об ответственности за перепродажу железнодорожных билетов и плац
карт по возвышенной плате, против установленной цены1.
Издать нижеследующее постановление:
«В изменение и дополнение подлежащих узаконений, постановить:
Виновный в перепродаже железнодорожных билетов или плацкарт по возвышенной, против установленной цены, плате, а равно в скупке сих билетов или плацкарт для перепродажи по таковой возвышенной плате, наказывается: заключением в тюрьму на время от двух до четырех месяцев или арестом на время от трех недель до трех месяцев и, сверх того денежным взысканием, не свыше тысячи рублей».
3. Представление Министерства финансов с ведомостью расходов на сумму 5.325 руб., предположенных к отнесению на десятимиллионный фонд.
Отпустить из десятимиллионного фонда на непредусмотренные сметами, экстренные в течение года, надобности пять тысяч триста двадцать пять рублей на выдачу в текущем году наградных служащим Главного казначейства к празднику Св. Пасхи.
1 СУ. 1917. № 92. 28 апреля. Ст. 521 «Об установлении наказания за перепродажу по возвышенной плате железнодорожных билетов или плацкарт».

310
4. Представления Морского министерства:
а) Об определении окладов содержания и морского довольствия коман
дующему флотом Балтийского моря вице-адмиралу Андрею Семеновичу
Максимову.
Назначить вице-адмиралу Андрею Семеновичу Максимову, со дня вступления в командование флотом Балтийского моря и на все время состояния в должности командующего флотом денежное содержание в общей сумме из оклада в двадцать две тысячи рублей в год, за установленными вычетами, и, сверх того морское довольствие, установленное для командующих морскими силами по табели III, — по восьмисот пятидесяти пяти рублей в месяц в ближнем плавании и по одной тысяче семисот десяти рублей в месяц в дальнем плавании.
б) Об определении окладов столовых денег и морского довольствия на
чальнику Штаба командующего флотом Балтийского моря, контр-адмиралу
Дмитрию Николаевичу Вердеревскому.
Назначить контр-адмиралу Дмитрию Николаевичу Вердеревскому, сверх присвоенного ему по закону содержания, столовые деньги из оклада в три тысячи триста рублей в год и морское довольствие по шестисот семидесяти восьми рублей в месяц в ближнем плавании и по одной тысяче триста пятидесяти шести рублей в дальнем плавании, с тем чтобы испрашиваемое содержание выдавалось названному лицу со дня вступления в исполнение должности начальника Штаба командующего флотом Балтийского моря.
5. Представления Военного министерства:
а) Об устройстве полковых судов в мирное и военное время1.
I. В отмену статей 8—23 и 1283—1286 «Устава военно-судебного» (СВП, 1869 г., XXIV, изд. 4 по Св[оду] и по редакц[ии], объявленной] в Собр. Узак. 1914 г., ст. 2240, и прик[азу] по воен[ному] ведомству] 1914 г., № 464)2, установить нижеследующие временные правила об устройстве полковых судов в мирное и военное время:
1. Полковые суды учреждаются при каждом полку и других отдельных частях
войск, а равно при нестроевых командах, учреждениях, управлениях и заведениях
военного ведомства, начальники коих пользуются властью не ниже власти полко
вых командиров. Суды эти носят название той части, при которой они состоят.
При тех частях и командах, которые не имеют подразделений, соответствующих ротам, полковые суды не учреждаются.
2. Полковой суд состоит из шести полковых судей—трех офицеров и трех
солдат.
3. Полковые суды избираются офицерами и солдатами полка по правилам, в
нижеследующих статьях определенным.
4. Каждая рота или команда полка избирает подачей закрытых записок из сол
дат своей роты или команды по два выборщика.
1 СУ. 1917. № 98. 3 мая. Ст. 541 «Об устройстве полковых судов в мирное и военное
время».
2 Статьи 8—23 «Устава военно-судебного» определяли устройство полковых судов, ста
тьи 1284—1286 — устройство полковых и этапных судов в военное время. Членами этих
судов могли быть только офицеры.

зп_
Таким же порядком общее собрание офицеров и чиновников полка избирает из своей среды выборщиков офицеров в числе, равном половине выборщиков от солдат.
Применительно к установленному в этой статье порядку, npqn3BOflHTCfl избрание выборщиков в судьи и в нестроевых командах, учреждениях, управлениях и заведениях военного ведомства.
Примечание. Полковые команды небольшого состава соединяются для избрания выборщиков из солдат с другими такими же командами или ротами, по распоряжению командира полка.
5. В избрании выборщиков в полковые судьи не могут участвовать лица, нахо
дящиеся под следствием или судом, а также ограниченные в правах и преимуще
ствах по службе.
6. Выборщиками не могут быть лица, не имеющие права участвовать в избра
нии их (ст. 5) и, сверх того, солдаты, находящиеся на службе менее одного года, а
также неграмотные.
Примечание. Во время войны выборщиками могут быть солдаты, находящиеся на службе не менее трех месяцев.
7. Общее собрание выборщиков избирает из своей среды, голосованием или по
жребию, шесть полковых судей — трех из офицеров и трех из солдат и четырех
запасных судей — двух из офицеров и двух из солдат.
8. Полковые судьи избирают председателя полкового суда и его заместителя
из числа полковых судей — офицеров; при разделении голосов поровну, вопрос об
избрании того или другого кандидата решается жребием.
9. В случае болезни, командировки, устранения, отвода или отсутствия по дру
гим причинам председателя полкового суда или полковых судей, в исполнение
обязанностей председателя вступает его заместитель, а в исполнение обязанностей
судьи — соответствующий запасный судья в порядке старшинства избрания.
10. Надзор за соблюдением требований, установленных для избрания выбор
щиков в полковые судьи (ст. 6), принадлежит полковому суду прежнего состава,
который приступает к рассмотрению вопроса о законности выборов как по собст
венному почину, так и по сообщению командира полка.
Если полковой суд признает выборы незаконными, то командир полка делает распоряжение о производстве новых выборов в видах замены лиц, неправильно избранных. При несогласии с постановлением полкового суда, вопрос о законности выборов вносится командиром полка на окончательное разрешение в военно-окружной суд.
11. Список выборщиков в полковые судьи (ст. 4), а также избранных полковых
и запасных судей, по порядку полученных теми и другими голосов, объявляется в
приказах по полку.
12. Председатель и его заместитель, а также полковые и запасные судьи изби
раются на шесть месяцев. По истечении этих сроков они продолжают исполнять
свои обязанности впредь до вступления в должность нового состава суда.
13. Председатель и полковые судьи во время, свободное от судебных заседа
ний, продолжают исполнять прямые обязанности по службе.
14. Для исполнения обязанностей делопроизводителя в полковом суде полко
вой суд намечает трех кандидатов из числа чинов полка, имеющих юридическое
или достаточное общее образование. Один из этих кандидатов утверждается ко
мандиром полка на шесть месяцев в должности делопроизводителя суда, о чем
объявляется в приказе по полку.
11.
312
15. В тех случаях, когда учреждение полкового суда в нестроевых командах,
учреждениях, управлениях и заведениях военного ведомства (ст. 1), по числу офи
церов или солдат окажется затруднительным, начальникам таковых предоставля
ется входить в военно-окружной суд с ходатайством о неучреждении полкового
суда.
16. Из тех частей войск, при коих полковые суды не учреждены (ст. 1 и 15),
дела передаются на рассмотрение полкового суда ближайшей части войск.
17. Назначение полковых судов, в которые должны быть передаваемы дела из
упомянутых в статье 16 этих правил частей войск или команд, зависит от усмотре
ния главного начальника военного округа, или лица, пользующегося его властью,
о чем объявляется в приказах по округу.
18. Полковые суды в военное время учреждаются на основаниях, определен
ных выше в статьях 1—17 настоящих правил, но с тем что: 1) запасные члены вы
бираются в числе трех из офицеров и в числе двенадцати из солдат и 2) обязанно
сти военно-окружного суда, означенные в статьях 10 и 15 этих правил, исполняют
ся военно-окружным судом района театра военных действий или корпусным су
дом, по принадлежности.
II. Впредь до выработки и издания в самом непродолжительном времени новых правил производства дел в полковых судах и в изменение действующих ныне постановлений, установить следующие правила:
1. Законными поводами к начатию дел в полковом суде служат:'
а) сообщения командира полка, полкового и ротных комитетов и представле
ния ротных дисциплинарных судов,
б) сообщения судебных, военно-судебных и административных мест и долж
ностных лиц,
в) жалобы потерпевших и
г) явка с повинной.
2. При наличности законного повода к начатию дела, полковой суд немедлен
но обсуждает вопрос о направлении дела и постановляет:
или 1) о принятии дела к своему производству, если признает дело себе подсудным,
или 2) о передаче дела по законной подсудности, если дело является полковому суду неподсудным,
или 3) о производстве дознания или дополнения его, если по поступившим в суд сведениям не представляется возможным определить подсудность дела,
или 4) о прекращении дела, если в деле не имеется указаний на состав преступного деяния и дело не требует рассмотрения в порядке дисциплинарном.
3. В случае принятия дела к своему производству, полковой суд постановляет
о рассмотрении дела или порядке уголовного судопроизводства, если возникает обви
нение в преступном деянии, предусмотренном уголовными законами, или в дисцип
линарном порядке, если предметом дела является дисциплинарный проступок.
4. При наличности уменьшающих вину подсудимого обстоятельств, суд может
своей властью смягчить виновному следуемое ему по закону наказание в порядке,
определенном статьей 906 «Устава военно-судебного»1 и примечанием к ней.
1 Согласно статье 906 «Устава военно-судебного», суду предоставлялось право «смягчить наказание одной или двумя степенями, переходя притом и к ближайшему низшему ро-

313_
5. Приговор полкового суда вступает в законную силу без утверждения его
полковым командиром.
III. Изложенные выше правила распространить с соответствующими изменениями и на морское ведомство.
б) О предоставлении военному министру права пожалования и утвержде
ния наград.
Предоставить военному министру право пожалования и утверждения пожалованных главнокомандующими и командующими армиями наград, за исключением наград, испрашиваемых командующим армиями и лицам, занимающим равное с ними или высшее служебное положение, ходатайства о награждении коих подлежат представлению на усмотрение Временного правительства.
в) Об отмене предоставленного законом войсковым начальствам и долж
ностным лицам станичного и хуторского (поселкового) управления права на
ложения административных взысканий за маловажные проступки на населе
ние, подведомственное станичному управлению.
Статьи 121, 667, 761 и 810 «Учреждения гражданского управления казаков» (Св. Зак., т. II, изд. 1915 г.)1 — отменить.
6. Представление Министерства иностранных дел о возбужденных Бель
гийским посланником в Петрограде вопросах, связанных с предстоящим вы
купом городом Петроградом предприятий Петроградского «Общества элек
трических сооружений» и Бельгийского акционерного общества «Общество
электрического освещения гор. Петрограда».
Передать настоящее дело на предварительное рассмотрение образованной при юрисконсультской части Министерства финансов особой комиссии.
7. Доклад председателя Юридического совещания при Временном прави
тельстве об устройстве делопроизводства Совещания.
I. Отпустить, на основании статьи 18 бюджетных правил 8 марта 1906 года
(Св. Зак., т. 1, ч. 2, изд. 1906 г.), чрезвычайным сверхсметным из наличных средств
Государственного казначейства, кредитом, канцелярии Временного правительства
двадцать пять тысяч восемьсот восемьдесят рублей на расходы по содержанию
Юридического совещания в течение апреля, мая и июня месяцев 1917 года и по
выдаче добавочного вознаграждения чинам делопроизводства названного Сове
щания за март месяц 1917 года.
II. Предоставить председателю Юридического совещания право устанавливать
для чинов делопроизводства Юридического совещания добавочное вознагражде
ние за работы по Совещанию и определять размеры этого вознаграждения.
8. Устное предложение министра-председателя о признании в текущем го
ду 18 апреля днем, свободным от занятий2.
ду наказаний, ежели в законе нет степени ниже назначенной за преступное деяние подсудимого» // СВП. 4 изд. 1869. Кн. XXIV. С. 136.
' Статья 121 «Учреждения гражданского управления казаков» определяла права окружных атаманов и окружных начальников в наложении административных взысканий за маловажные проступки, статья 667 — права станичного атамана, статья 761 —права хуторского атамана и статья 810 — права атамана отдела // Св. Зак. 1915. Т. II.
2 18 апреля (по новому стилю 1 мая) в России рабочие праздновали первомайский праздник.

314
Признать в текущем году 18 апреля днем, свободным от занятий; общий же вопрос о внесении дня 18 апреля в список неприсутственных дней разрешить при предстоящем пересмотре этого списка.
9. Представление комиссара Временного правительства над бывшим Ми
нистерством двора и уделов о назначении вознаграждения бывшему уполно
моченному Временного правительства по заведованию бывшей Придворной
конюшенной частью.
Назначить бывшему уполномоченному Временного правительства по заведованию бывшей Придворной конюшенной частью Филиппу Петровичу Купчинско-му за понесенные им полуторамесячные труды вознаграждение, в размере одной тысячи рублей.
10. Представление комиссара Временного правительства над Канцеляри
ей по принятию прошений о назначении представителей от ведомств финан
сов и государственного контроля и от Музея императора Александра III в
приемную комиссию для участия в ликвидации бывшей Собственной его ве
личества канцелярии и Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о
наградах.
Назначить по одному представителю от Министерства финансов и Государственного контроля и двоих от Музея императора Александра III в приемную комиссию для участия в ликвидации бывшей Собственной его величества канцелярии и Комитета о службе чинов гражданского ведомства и о наградах.
11. Представление комиссара Временного правительства над бывшей
Собственной его величества канцелярией о выдаче за апрель месяц текущего
года содержания личному составу канцелярии.
Разрешить выдачу за апрель месяц текущего года содержания личному составу бывшей Собственной е. и. в. канцелярии, — штатному и по вольному найму, — в обычном размере, т. е. считая основное содержание и процентную добавку, из кредита, уже отпущенного по временному расписанию сметы канцелярии на первую треть 1917 г.
12. Представление комиссара Временного правительства над Государст
венной канцелярией о назначении члену Государственного совета сенатору
графу Владимиру Николаевичу Коковцеву, вместе с увольнением его, по рас
строенному здоровью, от службы, пенсии в размере 10.000 р.
Уволить члена Государственного совета сенатора графа Владимира Николаевича Коковцева, согласно прошению, от службы, по расстроенному здоровью. Вопрос же о размере имеющей быть назначенной графу Коковцеву пенсии передать на заключение министра финансов.
13. Прошение члена Государственного совета сенатора Николая Эдуардо
вича Шмемана об увольнении его от должности члена Государственного со
вета.
Уволить члена Государственного совета, сенатора Николая Эдуардовича Шмемана, согласно прошению, от должности члена Государственного совета, предоставив министру путей сообщения, согласно заявленному им пожеланию, использовать знания и служебный опыт сенатора Шмемана, если он выразит на то согласие, для работ по ведомству путей сообщения.
14. Устное заявление министра путей сообщения о психическом расстрой
стве, постигшем находящегося в Москве члена Государственной думы Нико-

315_
лая Романовича Шагова, и возникших в связи с этим затруднениях из-за неправильного толкования понятия депутатской неприкосновенности.
Предоставить министру путей сообщения срочно телеграфировать в Москву о необходимости принятия надлежащих мер медицинского надзора и попечения в отношении члена Государственной думы Николая Романовича Шагова.
15. Заявление Временного комитета Государственной думы об организа
ции охраны Ай-Тодора и об оставлении в распоряжении вдовствующей импе
ратрицы Марии Феодоровны автомобиля бывшего придворного ведомства,
вместе с шофером и его помощником.
Принять к сведению.
16. Назначения и увольнения должностных лиц.
I. Назначить: 1) с согласия Временного комитета Государственной думы, члена Государственной думы Мартина Мартиновича Ичаса — комиссаром Временного правительства по Министерству народного просвещения, на правах товарища министра, по управлению переданными в Министерство учреждениями бывшего императорского Человеколюбивого общества, Главным Алексеевским комитетом, Александровским лицеем и, совместно с комиссаром Евграфом Петровичем Ковалевским,— учреждениями бывшего ведомства императрицы Марии; 2) генерал-майора Александра Феодоровича Добрышина—исправляющим должность начальника штаба 10 армии; 3) генерал-майора Анатолия Куприяновича Келчевско-го — исправляющим должность начальника штаба 9 армии; 4) Генерального штаба генерал-майора Николая Михайловича Потапова — генерал-квартирмейстером Генерального штаба; 5) Генерального штаба генерал-майора Анатолия Иосифовича Калишевского — начальником отдела эвакуационного и по заведованию военнопленными Главного управления Генерального штаба; 6) генерал-майора Петра Андреевича Томилова — исправляющим должность начальника штаба главнокомандующего войсками Кавказского фронта; 7) генерал-лейтенанта Михаила Ивановича Кияновского — главным начальником снабжений армий Западного фронта; 8) генерал-лейтенанта Леонида Николаевича Бельковича — командующим 7 армией; генерал-лейтенанта Александра Сергеевича Санникова — Главным начальником снабжений армий Румынского фронта; 10) полковника Сергея Георгиевича Лукирского — исправляющим должность генерал-квартирмейстера штаба армий Северного фронта; 11) генерал-майора Евгения Михайловича Герасимова— генерал-квартирмейстером штаба Кавказской армии; 12) генерал-лейтенанта Александра Евгеньевича Гутора — командующим 11 армией; 13) генерал-майора Алексея Петровича Архангельского — дежурным генералом при Верховном главнокомандующем; 14) исправляющего должность начальника штаба 7 армии, генерал-майора Никопая Николаевича Головина — исправляющим должность начальника штаба помощника главнокомандующего армиями Румынского фронта.
II. Уволить: 1) члена Совета при бывшем Министерстве двора Сергея Елеаза-ровича Смельского, согласно прошению, по болезни, от службы; 2) генерала от инфантерии Дмитрия Васильевича Баланина — от должности командующего 11 армией, по случаю назначения в резерв чинов при штабе Киевского военного округа.
Заседание закрыто в 19 час.
ГА РФ. Ф. 1779. On. 2. Д. 1. Ч. I. Л. 220—-237'об. Типограф. Подлинник.

316

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.